Вот забавная все-таки вещь игры. Сначала ты живешь и не знаешь про их существование, потом тебе в руки попадаются «Электроника» с автосламом и тетрис, потом родители покупают денди и еще у одноклассника видишь спектрум, а у другого на маминой работе играешь в какой-то платформер про каратистов, где нужно прогнать нашего бойца через линию врагов к победе.
А потом появляется свой комп и картина полностью переворачивается, потому что открываешь мир синглов, невервинтер, арканум, варкрафт и старкрафт, третьи герои…
Потом бац и приходит эпоха онлайна, линага как клиентская и бойцовский клуб, БК как первая браузерка, но не последние, совсем не последние…
А потом дальше больше глубже травиан и война племен, ботва и мосвар, счастливый фермер, мой город… да тут уже забудешь даже то, что увлекало…
И все эти игры затягивали, какие-то на полчаса, какие-то на года…
И вот сейчас нередко ловлю себя на мысли, заходя в какую-нибудь браузерку, которую долго шпилил — и это что, вот этому я посвятил столько времени?
И вообще это бывает и прямо в процессе игры, которая посадила тебя на крючок. Сначала ты заходишь и смотришь с каким-то легким интересом, потом что-то щелкает и ты уже ждешь, когда что-то накопится или ты сам наберешь нужный процент, нужный ресурс.
Это вдруг становится страшно важным и нужным, чтобы этот вот ресурс накопился и ты получил нужный результат. И когда ты достигаешь видимой цели. которую ты наметил для себя как очень Важную, облегчения не наступает, лишь легкая улыбка, потому что грамотно сделанная игры уже подкидывает тебе новую цель, которую нужно достичь — обогнать соседа, построить более вместительный амбар, пройти миссию или матч, убить сто монстров, взять уровень или выбить новый меч.
И ты терпеливо идешь к этим целям, выполняешь их и получаешь свою порцию дофамина, штуки, которую вырабатывает наш организм при достижении цели.
И все бы хорошо, но неизбежно наступает момент, когда больше не прет. Вообще не прет. Наоборот, сука, бесит, терзает и царапает.
Другими словами, уже не хочется.
Совсем.
То есть ты видишь цель, которая, условно, еще вчера заставляла тебя жадно считать минуты и секунды или судорожно клацать по мышке для ее достижения, но сейчас тебе уже не хочется. НАДОЕЛО.
Иногда этому способствует то, что цель становится очень растянутой во времени, для ее достижения нужно играть несколько дней, это многих остужает. также бывает просто скудный контент, несколько кликов и дальше однообразие, опять же.
И ведь это всегда так, во всем. Сегодня ты хочешь апельсинов, идешь покупаешь их килограмм, скажем, съедаешь один-два и все, больше не хочется, потребность удовлетворена, можно уже что-нибудь другое съесть, супчик там, пюре с котлеткой.
То есть такие горки естественны — поиграл — забросил, поел — насытился, переключился на другое.
Но не тут-то было относительно игр. Потому что разработчикам не интересно, чтобы ты с их апельсинов переключался на суп. Ты должен жрать только апельсины, и ничего кроме, потому что только так они будут получать свою прибыль.
Потому что у игр, в отличие от апельсинов, есть один ключевой крючок, про который некоторые забывают. А именно — социалка, быть лидером, обгонять других.
И это работает гораздо надежней простого увлечения. Потому что если ты перестаешь играть, ты отстаешь от остальных, ты становишься лузером, неудачником, кормушкой для топов, мальчиком для биться…
Другими словами, тебе навязывают модель поведения — только тот, кто ест апельсины, рулит. Правда, рулит только в отдельно взятом апельсиновом государстве, но все же, все же…
И это работает, меня плотно держала гвд именно тем, что я входил сначала в сотку лучших, потом в десятку, я играл даже тогда, когда уже не хотел, потому что очень тешило самолюбие, что я вхожу в топ и если брошу — то меня тут же обойдут.
Но в итоге все-таки оборвало, да, и сейчас я не вхожу даже в топ тысячу и вообще того персонажа забанили. Отчего возникает вопрос — ну и ради чего все это было нужно?
Другой крючок, который также оказывается основополагающим, сейчас, к сожалению, является основным и вытекает из предыдущего тезиса.
Дело в том, что если ты купил апельсины, то их нужно съесть плюс-минус сразу, иначе они испортятся и станут совсем несъедобными.
Так и с играми, чем свежей игра, тем больше шансов куда-то пробиться.
Проблема в другом. Вот в жизни купил ты апельсины, съел и доволен, какое-то время можешь без них, а потом снова идешь и берешь примерно такие же апельсины и их ешь. А если ты увлекся игрой, то не факт, что после того, как ты забросишь, сможешь вернуться — раз, или сможешь найти похожие — два. То есть ты просто не сможешь больше купить апельсинов, в случае с играми ты их покупаешь один раз и надолго, потом уже их не будет, или будет что-то похожее типа лайма или грейпфрута, но мы же понимаешь, что это уже совсем не то. Вот ты и ешь этот бесконечный апельсин, тошнит уже, а бросить жалко, а вдруг другого такого же на рынке больше не будет…
В этом плане, конечно, мне нравятся игры, к которым можно возвращаться. shop heroes, гвд, метро 2033, ворлд оф танкс, да куча таких игр, которые можно поиграть, забросить и вернуться.
Также как и куча онлайн игр, в которые вернуться практически нельзя. Те же самые стратегии — их забросишь на три дня, возвращаешься и все в руинах, начинай с начала.
Или такие игры, где вернулся и уже ничего не узнаешь и не понимаешь, как в мосваре или ботве, и никого уже не догонишь.
Или такие игры, где вернулся и видишь, что на твоем уровне уже пати не собрать, а в одного тоска, как в демон слеер или линаге было, и единственный вариант — начинать заново на новом сервере, или ковырять в непонятных условиях…
Почему на пике популярности демон слеера и открывалось по серву в неделю, да еще и на разных порталах открывались, да и волны открытия ГФШ тоже всем известны.
Так что такие дела.
И у меня возникает ощущение, что это уже идет какая-то легкая война между игроками и разработчиками игр. Одни уже задолбались жрать апельсины, а другим влом приготовить картошку с пюрешкой, потому что апельсины по прежнему отлично заходят и есть технологии, как подставить на апельсины хуже, чем на наркоту.
Вот так и живем.