Произвели довольно сильное впечатление на меня оба этих фильма, то есть «дурак» и «левиафан».
Обычно я не люблю такие фильмы, то есть которые как бы считаются «отражением жизни», «все про жизнь», но в то же время в них предельно обостряется безнадежность, мрачность темных сторон жизни, то, что нынче называется модным словом — безысходность. А самое главное — максимально подвести всех зрителей — все люди говно. Ярчайшим образцом такого, кхм, искусства, я считаю фильм «Сталкер», который меня выбешивает до сих пор.
Но в этих фильмах, несмотря на все внешние проявления того, что я люто бешено ненавижу в искусстве, все же нет безысходности. Вот все сделано так, чтобы казалось, что выхода нет, но безысходности нет. И люди не говно, вот что странно, хоть это и говорится практически открыто, но ведь смотришь и понимаешь — нет, они не говно.
Просто в обоих этих фильмах ярко и честно, как мне показалось, показаны три России, три типа людей.
Первая Россия, это страна людей потерянных, неустроенных, просто не знающих, что нужно делать со своей жизнью. Вот есть она — жизнь, а что с ней делать — совершенно непонятно. И вроде можно добиваться чего-то, можно работать, можно общаться, но не можется оно почему-то. И рад бы взять себя в руки, да падают брюки. И рад бы управлять своей судьбой, но нет для этого сил и разума, не получается выйти из своего пропадающего окружения. И слишком много тоски, которая вокруг, и не хочется думать, не хочется чувствовать биение жизни, проще бухать, колоться, глушить эту тоску и время, жизнь, которой не которой не знаешь, как распорядиться, чем бороться за нее, свою жизнь, как-то пытаться ее изменить… И каждый сам за себя, да.
Вторая Россия. Это стая, свора тех, кто знает, что делать со своей жизнью, и даже нашел единомышленников. Такие люди в 90-е занимались рэкетом и бандитизмом, в нулевые стали чиновниками. Это те, кто знает только волчьи законы, то есть воровские понятия — вставай за своих, ешь чужих, которые из первой России, но если что — забивай и сливай слабых, чтобы выжить самому. Но заботься о своем окружении.
Словом, это лицемерные сволочи, которые не считают за людей первую Россию, более того — они образованы, культурны и даже знают строчки Пушкина — «К чему стадам дары свободы, их должно резать или стричь», коим заветом и пользуются. Естественно, так как уже давно не 90-е, эти люди научились врать и лицемерить, потому что так принято. Хотя нисколько не сомневаюсь, что вера в Бога у большинства из них, действительно, искренняя. Тут я должен привести простой пример — когда я на собаках, то есть на электричках, возвращался из вояжа на Байкал, познакомился с одним примечательным бродягой, имеющим за спиной кучу отсидок, с гордостью рассказывающим, как он кинул на одежду какого-то «фраера», но зато глубоко верующий при этом был.
Эти две России нам очень часто показывают в самых разных фильмах, и они уже осточертели, честно.
Потому что я хочу жить в третьей России, которую мне лично впервые показали на стыке этих двух, без ангажированности и ненависти даже по сути, просто показали.
А третья Россия — это те, кто понимают, что делать со своей жизнью, и хотят жить полноценно, без вечной неизбывной тоски, без того, чтобы глушить ее водкой или чем еще злей, и эти люди не считают других людей сволочами или быдлом. У третьей России есть цель, устремления, желание изменить этот чертов мир в лучшую сторону, но и себя не обидеть, потому что слепой альтруизм — это нелепо.
Но им не все равно. Не все равно, в какой стране жить, не все равно, сдохнет ли кто-то рядом, не все равно…
Только вот очень легко из третьей перейти в первые две. Легко задаться вопросом — «тварь ли я дрожащая, или право имею?», легко столкнуться с волчьей второй Россией и быть сломанным, откинутым в первую…
Но я хочу верить, что в итоге победа все-таки останется за третьей.
Если стали набирать популярность такие фильмы, что «дурака» даже по ТНТ показывают, то значит, может, близок он, дождь из песни СашБаша — «А под дождем оказались разные, большинство — честные, хорошие…»