Заметки на полях. Коррекционная школа и игры

С сентября прошлого года забросил сайт, потому что не находил в себе ни сил, ни желания что-то сюда писать. Хотя иногда чувствовал, конечно, привычное жжение в пальцах, но все-таки не начинал.

Основная причина, конечно, новая работа, которая моральных сил на творчество не оставляет. С октября уже работаю учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ 8 вида, по старинке — коррекционной школе.

Не могу сказать, что это самая тяжелая работа в моей жизни, но самая выматывающая морально — 100%. Потому что я вообще не педагог в своей душе, я не умею ни вдохновлять детей, ни их строить, а только так можно чего-то добиться в этой сфере. Да и дети с легкой умственной отсталостью в принципе предельно плохо обучаемы, забывают через 5 минут то, что поняли, и каждый раз по новой объясняешь им части речи, главные члены предложения, состав слова и простейшие правила типа жи, ши.

А главное, им самим ничего этого не надо, 90% худо-бедно умеют писать так, как слышат, и этого достаточно. Тем более перспектив особых у них нет, в конце концов, дворникам, швеям и кочегарам знание правил русского языка ни к чему.

Зато большинство из них очень любит играть, это я заметил. Действительно, зачем надо уметь читать и писать, если есть мир игрушек на телефоне? Играть же интересней и не заставляет думать…

Для них и делаются все эти игры, про которые я без устали столько лет писал:) Писал для тех, кто не умеет читать, это ли не ирония:) Ладно, можно сказать, что шучу, среди читающих и пишущих тоже много любителей игр, я тому подтверждение. Потому что это я наполнять сайт забросил, а играть — нет. В свободное от уроков, заполнения дневников и проверки тетрадей время все также гоняю всякий шлак на телефоне, так что можно сказать, что я ничем от своих учеников не отличаюсь.

Да и в принципе я всегда считал, что обычную школу и университет закончил на каком-то везении и умении показаться умней, чем являюсь на самом деле. Хотя после уже первого знакомства с учениками я понял, что всегда недооценивал самого себя и своих учителей. Я всегда считал, что вышел из школы со знаниями, близкими к нулю, которые потом пришлось самому восполнять для того, чтобы сдать вступительные в универ, так как ЕГЭ тогда не было. Но сейчас я понимаю, что необходимый базис для дальнейшего продвижения мне вполне себе заложили, то есть в школе я усвоил основные части речи, умение вычленять отрезки текста для расстановки запятых, математические навыки счета и умножения, и многое другое, что пригодилось для самостоятельного изучения.

А дети из коррекционки никак не могут усвоить даже то, что если к слову задается вопрос «Что делал?», то это глагол. Да и подборка вопроса вызывает затруднение, что иногда прям убивает. Ну вот как можно не подобрать вопрос к слову «Убивает»? Между тем, есть определенный процент детей, которые вопросы задают легко, определяют части речи и даже грамматические категории. У таких либо просадки в другом, либо элементарная запущенность, то есть с ними не занимаются родители и самим им ничего не нужно, веселей же играть на телефоне и смотреть мультики.

И никак не объяснишь, что даже если они не будут академиками в будущем, знание русского языка и литературы, умение думать и привычка работать все равно не будут лишними в жизни…

А, да, литература. Когда устраивался, думал, это будет самое легкое. Типа в русском там есть места, где у самого не все гладко бывает, с теми же самыми н или два нн в словах, но литература-то у меня всегда была ок.

У меня да, а вот у них… Читаем по слогам, путаем буквы, не знаем простейших слов, таких как «лесть» или «натиск». Я уже молчу, что никто не знает, кто такой Наполеон, Гитлер, Дмитрий Донской и другие исторические персонажи, которые встречаются в произведениях. Знают только Путина, и то не все. При всем «победобесии» про ВОВ знает тоже только определенный процент учеников, но без подробностей. Обсудишь-расскажешь, что-то поймут, но уже через пару уроков опять забудут. Этого всего нет в их картине мира и в повседневных заботах, поэтому вымывается, что песок на берегу.

Про Украину зато интересно, спрашивают иногда, правда ли, что там война, не дойдет ли до нас. Один аутист, говорят, дома новости смотрит и при звонках стал стал уши закрывать, а как была пожарная тревога учебная, так первый на улицу сбежал…

Но с учениками эту тему не обсуждаю, успокаиваю только, что до нас не докатится, мы тут на севере как у Христа за пазухой, только холодно, а так — ни наводнений, ни землетрясений, и даже Великая Отечественная здесь не гремела почти, не зашли фашисты вглубь Вологодской области. Говорю так, но понимаю, что те же жители Харькова или Киева также были уверены, что их это все не коснется, что постреливают и взрывают дома только на Донбассе, а у них все хорошо…

Но не об этом речь.

Речь про то, что обсудить с этими детьми литературные произведения не то, что трудно, почти нереально. Да, несколько детей могут даже пересказать основную сюжетную линию, ответить на вопросы по теме, но вот так, чтобы обменяться мнениями, высказать свою точку зрения, вычленить что-то интересное, особенное для себя лично, почерпнуть какую-то мысль… Нет, такого нет, причина простая — не интересно. И никак не удается привить этот интерес.

Тем более что ребята-то в целом неплохие. Процентов 80 встретишь на улице и даже поговоришь — не поймешь, что это ребенок с диагнозом и «клеймом». Понимаешь только тогда, когда начинаешь с ними работать. И думаешь в этот момент, ну как же так, ведь хороший парень или девочка, может петь, рисовать, танцевать и как человек ничем меня не хуже, только не работает голова… Не может запомнить элементарные основы и правила, не может даже соотнести, что если слово «команда» пишется через о, то и написать «кАмандный» будет ошибкой, что если слышится пошОл, то и писать он так будет долго и упорно, хоть ты ему триста раз укажи на ошибку. Пока сам не решит запомнить и зафиксировать, не сдвинешь.

И работать с такими детьми реально тяжело именно с моральной точки зрения, когда все, что ты говоришь, проходит мимо, да еще и когда в принципе им ничего не надо и хочется поболтать и поиграть на телефоне вместо уроков, в которых они все равно ничего не понимают…

Так что, наверное, летом свалю, буду искать другое место работы. останавливает пока только то, что иногда удается достучаться, что какое-то движение есть. По меньшей мере если сравнить, как написал диктант паренек на «домашнем обучении» и как те, кто писали в классе, то создается ощущение, что скорбный труд все-таки не пропадает. Потому что домашний сделал 33 ошибки в диктанте из 80 слов, остальные максимум 10, а одна девочка и вовсе без ошибок.

Ну и напоследок отмечу, что дети отнюдь не страдают, что они учатся в коррекционке. Нет, многие из них подписывают тетради другим номером школы, не указывая про ОВЗ и VIII вид, но в целом нет. Тут философия скорей — «Да, я дурак, и горжусь этим». Или «Я еще не самый дурной». Реально, в каждом классе есть отстающие даже по этой максимально облегченной программе и им летит «Ну ты и дурак», ну или другие. Да и этим отстающим обычно все равно. Реально как в старом меме из интернета — «Если ты умер, то тебе уже все равно, это другим тяжело. Тоже самое, когда у тебя нет мозга.»

Добавить комментарий